Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Валентин Евсеевич Гольдин (12.10.1935 – 9.11.2017) ученый, известный в стране и за рубежом, яркий представитель саратовской лингвистической школы, организатор науки, блестящий педагог. Около 50 лет жизнь Валентина Евсеевича Гольдина была связана с Саратовским университетом, в течение 16 лет он заведовал кафедрой общего и славяно-русского языкознания (ныне кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики). Валентин Евсеевич Гольдин был почетным профессором Саратовского университета, заслуженным работником высшей школы РФ.

Валентин Евсеевич стал инициатором открытия новой специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика» (теперь «Фундаментальная и прикладная лингвистика»), организовал при кафедре лабораторию прикладной лингвистики, поддерживал и развивал работу кабинета русской диалектологии (ныне – Центр изучения народно-речевой культуры), инициировал издание серии сборников «Жанры речи» и был первым редактором этой серии, выросшей впоследствии в одноименный научный журнал.

Под руководством Валентина Евсеевича защищены 20 кандидатских и 2 докторские диссертации. Ученики Валентина Евсеевича работают в вузах нашего города, в других городах и странах.

Научные интересы В.Е. Гольдина были чрезвычайно широки: теория языка, русское языкознание, история языка, структурная, коммуникативная, корпусная диалектология, прикладная лингвистика, семиотика общения, социолингвистика, психолингвистика, языковая картина мира, ассоциативная лексикография.

Валентин Евсеевич не был сухим и педантичным ученым. Его живо увлекали разнообразные стороны жизни языка, лингвистической науки. В 2016 г. в интервью для газеты «Саратовский университет» Валентин Евсеевич так оценил ощущение себя в научном творчестве: «У актёров такое бывает: хотел сыграть какого-то персонажа всю жизнь, но не сыграл. Наше положение от актерского отличается в лучшую сторону тем, что, если нам что-то интересно, никто не мешает этим заняться. Актёру мешает – не ставит режиссер этот спектакль, не берет его на эту роль! А мне интересно – я беру и занимаюсь».

Свой путь в науку В. Е. Гольдин начинал под руководством крупного языковеда, теоретика и диалектолога, профессора Л.И. Баранниковой. Его первые научные работы связаны с русской диалектологией. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию «К вопросу о структурно-семантических различиях в диалектной лексике». Материал для диссертации собирался в том числе и так: «Ходил пешком по Вологодской области, осенью, – вспоминал Валентин Евсеевич. – Примерно месяц я ходил из деревни в деревню и собирал себе научный материал».

Диалектологической проблематике посвящена и докторская диссертация В.Е. Гольдина «Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии» (1998).

Выделенные ученым принципы организации устной народной речи стали основой получившего широкую поддержку и развитие нового научного направления – коммуникативной диалектологии. Большой научный резонанс имели работы В.Е. Гольдина, развивавшие это направление: «Доминанты традиционной сельской культуры речевого общения» (2002), «Текст и знание в диалектной коммуникации» (2008), «Повествование в диалектном дискурсе» (2009).

Исследования русской народной речи оставались всегда в сфере научных интересов В.Е. Гольдина. На всю жизнь он сохранил и любовь к русской народной речи, которую рассматривал как первооснову русского литературного языка, источник его обогащения и развития.

В течение нескольких десятилетий В.Е. Гольдин проводил экспедиции, обследовавшие русские народные говоры для Диалектологического атласа русского языка, Общеславянского лингвистического атласа, Атласа говоров Среднего и Нижнего Поволжья, собирал фонотеку записей диалектной речи в Саратовской, Ульяновской, Волгоградской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Архангельской и других областях.

Накопленный материал требовал создания условий для его максимально эффективного использования в научных исследованиях, для обогащения и сохранения знаний о народном языке и народной культуре. Появилась идея создания служащего этим целям электронного ресурса – диалектологического текстового корпуса.

В.Е. Гольдин стоял у истоков корпусной диалектологии. В 1990-е годы, когда в нашей стране еще только зарождалась корпусная лингвистика, В.Е. Гольдин предложил структуру электронного диалектологического текстового корпуса. Пионерскими стали его работы «К проекту текстового диалектологического подфонда Машинного фонда русского языка» (1990), «Машиннообрабатываемые корпусы диалектных текстов и проблема типологии русской речи» (1995). Изложенная в них концепция послужила основой крупного проекта – мультимедийного диалектологического корпуса, создаваемого в СГУ коллективом Центра изучения народно-речевой культуры имени профессора Л.И. Баранниковой

Интерес к проблемам речевой коммуникации, ее социально обусловленной вариативности, возникший при изучении русской народной речи, приобрел более широкие очертания, вышел за границы одной формы существования языка. Цикл исследований В.Е. Гольдина посвящен вопросам социолингвистики и семиотики общения, предметом анализа становятся проблемы речевого этикета, коммуникативные роли общающихся, адресация речи, толерантность как принцип культуры речи, речевые жанры. В 70-е – 80-е гг. XX в. вышли в свет получившие широкую известность монографии В.Е. Гольдина «Этикет и речь» (1978), «Речь и этикет» (1983), «Обращение: теоретические проблемы» (1987).

В этих трудах на богатом материале устной и письменной речи рассматривается роль этикетных средств в современном общении, особое внимание уделяется проблемам социально обусловленного варьирования речевых обозначений лиц: формам обращения, именования, самоименования.

Появившееся в ходе глубокого изучения «семантики общения» представление о семиотической сложности коммуникации, семиотической неоднородности речи, отказ «от узкоречевого («собственно лингвистического») рассмотрения общения послужили основой для развития психолингвистических интересов ученого.

С 1998 г. под руководством В.Е. Гольдина была начата разработка проекта электронного Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области, были выполнены исследования в области русской ассоциативной лексикографии. Результатом интенсивной работы возглавляемого В.Е. Гольдиным научного коллектива стала новаторская электронная база данных ассоциативного словаря и изданный в 2011 г. издательством СГУ 2-х-томный «Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников I-XI классов», содержащий около миллиона реакций четырех возрастных групп школьников на 1126 слов и понятий, уникальные данные о возрастной динамике языкового сознания российских русскоязычных школьников конца XX – начала XXI века.

На протяжении 2000-х годов В.Е. Гольдиным активно разрабатывались проблемы репрезентации языковой картины мира в ассоциативно-вербальной сети носителей русского языка, вопросы смысловой организации ассоциативного поля слова, типологии ассоциативных полей, рассматривался характер отношений между «словарным» и «психолингвистическим» представлением значений слов, изучалась возрастная динамика словесных ассоциаций.

Весомым вкладом в развитие психолингвистики и ассоциативной лексикографии стали работы: «Ассоциативный эксперимент как речевая игра» (2001), «К типологии возрастной динамики ассоциативных полей» (2005), «Русская ассоциативная лексикография и исследование возрастной динамики ассоциативных полей» (2006), «Нормативный аспект лексических ассоциаций» (2006), «Динамика языкового сознания современной молодежи по данным "Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области"» (2007), «К типологии ассоциативных словарей русского языка» (2008), «"Словарное" и "психолингвистическое" представление значений: поиски соответствий» (2014), «Ассоциативные словари и образ мира» (2014), «Семантически неадекватные ассоциативные реакции и ядро языкового сознания» (2015), «Модель ассоциативного реагирования, сферы референции стимулов и картина мира» (2016), «Проект «Ассоциативный словарь школьников: стабильность и динамика»» (2017).

В.Е. Гольдин был блестящим лектором. Каждое его выступление было наполнено глубоким содержанием, которое Валентин Евсеевич всегда умел облечь в захватывающе интересную форму. Валентин Евсеевич всегда был полон новыми идеями, которыми щедро делился с коллегами и учениками. Он, не жалея времени и сил, помогал всем, кто нуждался в его совете, консультации, умел искренне радоваться успехам и достижениям других.

О. Ю. Крючкова